Питомцы зоопарка — дикие животные. Даже многими поколениями подряд рождаясь в зоологическом саду, они не становятся домашними, сохраняя естественные инстинкты. Пусть питомцы зоосада совсем «не нюхали воли» и не умеют жить в природных условиях (а большинство из них не сумеет, даже если им такую возможность дать), но «вытравить» из них дикого зверя невозможно. Это накладывает определённый отпечаток и на жизнь самой зверушки, и на будни тех, кто с ним работает ежедневно.
Сегодня расскажем вам один из удивительных примеров.
Как знают гости МП «Кишинёвский зоопарк», есть несколько групп полярных или арктических волков, живущих отдельно друг от друга. Кто-то бегает стаей, прекрасно спевшись и сдружившись, подчиняясь внутренней иерархии, а кто-то небольшой группой или поодиночке живёт по соседству. Так, скажем, волки, обитающие в вольере с бурым медведем Ворчуном не желают объединяться со стаей и чтобы избежать увечий, кровавых драк или чего похуже — поселены отдельно. С мишкой им и весело, и безопасно.
Отдельно от стаи также живёт обычный серый (европейский) волк — мизантроп и старикан, представитель родственного вида. Его характер сильно испортился после потери подруги несколько лет назад. Зато его развлекают смелые котики. Мы писали об их дружбе несколько лет назад…
Рядом с европейским волком обитает одиночка — волчица Анечка. Раньше её можно было увидеть на главной аллее, где она квартировала вместе с родной маманькой, но пришлось эту парочку разделить. Видимо, классическое «две хозяйки на одной кухне» не дало дамам жить дружно — молодая стала задирать родственницу. Кстати, именно об Анечке мы вам сегодня расскажем.
Иная жизнь
Живя рядом с человеком, животные приобретают новые привычки, но кое-что и теряют. Так, скажем, не нуждаясь в огромных территориях для добычи пропитания, они вполне комфортно уживаются на небольших площадях, при условии, что им есть чем занять мозги. Главный бич зоопарков со всеми их сбалансированными рационами, безопасностью и медицинским обслуживанием — скука. Когда животному скучно и нечем занять мозги, оно будет искать выход накопленной энергии и может изобрести небезопасный для себя способ развлечься.
Кроме того, для животных социальных, которые живут стаями, семьями, очень важно общение. В идеале — с сородичами, поскольку это самое понятное и естественное. Но в отсутствие такой возможности — сгодится и общение с человеком. Конечно, сближение с диким животным это всегда риск, поскольку контролировать его полностью вы не можете. Да что там! Вы даже своего домашнего пса контролировать на 100% не можете! Неожиданный испуг, резкая боль, внезапная смена обстановки или неприятные впечатления и ваша покладистая, дрессированная и умная собачка превращается в существо с выпученными глазами, щёлкающими челюстями и непредсказуемым поведением. «Что-то накатило», как будто. И это одомашненная животинка, понятная и в целом подконтрольная. А что говорить о диких зверях? Да нам, по большому счёту, о них и неизвестно ничего!
Конечно, работающие с питомцами зоопарков зоологи это люди, многие из которых всю жизнь посвящают наблюдениям, изучению, уходу за питомцами. Приходя в профессию ещё будучи студентами, они до седых волос остаются верными своему выбору. Они рискуют меньше неопытных, но всё-таки рискуют. «А как иначе, — восклицают зоологи, — ну, посмотри на это чудо! Как тут удержаться?!»… и тычут пальцами в шерстяной бочок громадного рогатого быка, чешут нос рыжей львице или заходят поиграть с волчком.
Классный, но опасный
Самые лояльные человеку питомцы зоологических садов — те, что выросли буквально на руках у зоологов. Хотя, конечно, это не панацея от недопонимания и травм. Просто в ходе взросления они привыкают к поведению людей лучше, учатся взаимодействовать с ними эффективнее, твёрже запоминают местные «правила игры».
Так, есть практика отделения детёнышей от матери. Примерно в то время, как малышня на природе начинает пробовать самостоятельные прогулки, зоологи отделяют потомство от взрослых особей. Подростки продолжают получать питание и живут в комфортных условиях, но учатся не звериным повадкам, а осваивают новые связи. Не всех разделяют и не в одно время. Скажем, копытные прекрасно могут жить все вместе, что называется от и до. А вот с хищниками — другая история.
Например, котята львов, тигров, барсов и прочих высших хищников — потешны, умилительны и достаточно безопасны примерно до полугода. Единственная сложность в данном случае для них в том, чтобы рассчитывать свои силы. Как и все дети, подростки, они не умеют соизмерять свои размеры и силу с возможностями компаньона по играм другого вида. Даже играя с домашним котёнком вы регулярно получаете болезненные царапины и покусы, так ведь? Здесь та же история, но ущерб более ощутим. Видели лапочку 5-месячного львёнка? Когти там будь здоров!
Уже к 7 месяцам крупные кошки, даже не общаясь со взрослыми особями, учатся охотиться и становятся все более опасными. Теперь они лучше чувствуют свои возможности и обычно желают их опробовать. Ведь игры малышей это буквально тренировка будущей охоты. Вы знали об этом?
Выпрыгивая на вас из-за угла, пытаясь задрать вашу ногу лапами, кусаясь и брыкаясь, домашний котёнок учится убивать. Попав в соответствующие условия он обязательно применит полученные навыки, не сомневайтесь. Отвезите его на дачу, выпустите в сад и наверняка маленький игрун добудет мышь, воробья или чего покрупнее. Это инстинкты!
Возвращаясь к зоосаду… Постоянно контактирующие с человеком животные начинают воспринимать его как нечто само собой разумеющееся. Но с возрастом контакты постепенно снижаются и часто в вольер к хищнику, скажем, свободно заходить перестают вовсе. В итоге остаётся один человек, которого животное знает, которому доверяет, которого к себе подпускает. Поэтому важно, чтобы не было кадровой «текучки» и работающие в секциях сотрудники сохраняли рабочие места. Этому знакомому человеку питомец зоосада позволит больше, он будет выделять его среди других, он сможет более охотно и открыто с ним общаться. Часто даже воздержится от неаккуратных действий и агрессии, что с другими позволит себе спокойно и «без зазрения совести».
Не такая
Помните, в начале статьи мы упоминали волчицу? Эта красотка поступила в зоопарк Кишинёва несколько лет назад по обмену. Забавное началось уже в первые недели пребывания на территории предприятия — находясь в обязательном для новичков карантине животное вело себя очень дружелюбно с людьми. «Интересно, нам такую прислали или это мы её сломали?», — шутили в секции крупных хищников.
Поскольку волчица не росла в МП «Кишинёвский зоопарк», здесь не было сотрудников, которых она бы знала, кто рядом с ней чувствовал бы себя спокойно. Пришлось знакомиться с нуля, осваиваться и притираться. Самое интересное, что проявления агрессии и опасных манёвров не было вовсе, а волчица стала всеобщей любимицей. Гостей у неё, особенно в первые месяцы жизни в столице, оказалась тьма!
Сейчас, когда страсти поутихли, полярная волчица Анечка общается с самым любимым своим посетителем — шефом секции хищных животных и приматов Сергеем Косовским. Бывают у неё иногда и другие гости, но тут однозначно любовь и дружба! Полюбуйтесь!